Декорирование своего дома всегда было делом личным и ответственным, но, к сожалению, не все виды работ под силу выполнить самостоятельно, а ведь хочется сделать интерьер своего дома уникальным и неповторимым. В последнее время набирает популярность декорирование стен рельефной штукатуркой. Эта облицовка способна сделать ваши стены уникальными. В то же время нанесение рельефной штукатурки своими руками даст вам ощущения участия в процессе создания интерьера.  

Что такое рельефная штукатурка и ее достоинства

Отделочные штукатурные материалы делятся на несколько видов: выравнивающие смеси, призвание которых устранять недостатки несущих поверхностей и декоративные штукатурки, делающие внешний вид стен уникальным. Рельефная штукатурка относится к классу декоративных смесей.

От своих собратьев, например, венецианской штукатурки, рельефная отличается своей пластичностью, придает стенам неповторимую структуру. Вы нигде и никогда не найдете одинаковых стен, где использовалась рельефная штукатурка своими руками.


Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Кроме способности к изменению структурного рисунка эти смеси могут применяться в комбинациях друг с другом. Рельефную штукатурку можно окрашивать и полировать, это позволяет придать облицовке необычный вид и оттенок. На некоторых видах этого материала можно творить целые произведения искусства, создавая барельефы из штукатурки. 

Декоративная рельефная штукатурка , помимо эстетических достоинств, также является практичным материалом. Защищает стену от внешних воздействий и механических повреждений. Стена, на которой применялась декоративная штукатурка рельефная, защищена от ударов, а также имеет хорошую теплоизоляцию.

Не переживайте, если стены в вашем доме не слишком ровные, рельефная облицовка способна скрыть эти огрехи, но только в том случае, если завал стены незначителен. В противном случае, все же придется делать выравнивание стены.

Выбор и приготовление состава

Выбор, прежде всего, зависит от ваших вкусовых предпочтений. Декоративная штукатурка рельефная делится еще на два вида: фактурную и структурную. Фактурные смеси обладают отличной пластичностью, создание рельефа происходит с помощью специальных инструментов, именно фактурные смеси создают барельефы из штукатурки. Взгляните на фактурную рельефную штукатурку на фото ниже.


Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Структурные смеси создают рельеф на поверхности стены за счет кристаллов различной величины в своем составе. Во время нанесения этих смесей на поверхность стены минералы под действием терки рисуют причудливые узоры и украшают, тем самым вашу комнату.

К структурному варианту относится такая известная смесь, как короед. Минералы проделывают на поверхности облицовки каналы похожие на пути короеда в древесине, отсюда и название. Вот так выглядит рельефная штукатурка:

Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Приготовление фактурного и структурного составов нужно проводить только строго следуя инструкции на упаковке. В большинстве случаев количество одной порции раствора декоративной облицовки рассчитывается исходя из времени его схватывания. Так, например, если тот же короед после замешивания начинает застывать по прошествии часа, то и готовить штукатурный раствор нужно в таком количестве, чтобы израсходовать его за 60 минут.

Время застывания декоративной штукатурки зависит от типа связующего вещества. Быстрее всех сохнет гипс, для составов на основе цемента нужно 10 и более часов.

Инструкция нанесения

Как и при замешивании состава, для его нанесения также необходимо придерживаться определенного алгоритма, который в упрощенном варианте состоит из 4 пунктов.

  1. Подготовка декорируемой поверхности;
  2. Нанесение первого слоя;
  3. Формирование рельефа;
  4. Покраска или полировка декоративной облицовки.

Подготовка поверхности

Как известно, чтобы создать что-то новое, нужно избавиться от старого. Так и в этом случае, для нанесения новой облицовки нужно удалить старую и подготовить поверхность. Поэтому первое, что вам нужно сделать — это удалить со стены старые обои, краску, а иногда и старый слой выравнивающей облицовки.

Нужно ли снимать старую штукатурку? Определить это можно таким способом: простучите стену по всей площади. Если услышите, что под облицовкой присутствует много пустот, то ее нужно удалять. Если же таковых немного и они небольшие, в этом случае старую отделку можно оставить.

Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Но независимо от того, ободрали вы старую штукатурку или оставили, стены после снятия облицовки нужно осмотреть на наличие повреждений и устранить их по мере выявления. Например, трещины, замазываются небольшим количеством раствора, сколы и выбоины, устраняются тем же способом.

После того, как стена реабилитирована и раствор полностью высох, ее нужно обработать грунтовкой глубокого проникновения. Грунтовочные смеси выбирайте, отталкиваясь от материала, из которого сделаны ваши стены. Какая грунтовка применима для конкретных материалов, указано на упаковке, например, для кирпича применяют акриловые грунтовки.


Не забывайте, что подготовленная стена должна быть полностью очищена от грязи и пыли перед грунтованием, иначе адгезия будет существенно снижена.

Нелишним будет дополнительно обработать поверхность антисептическим средством чтобы снизить вероятность появления плесени. Далее, после того как стена подсохла, можно приступать к нанесению первого слоя.

Первый слой

Если вы не снимали старый слой, то на него сразу можно наносить декоративный состав, если же нет, то первым слоем будет выступать обновленный выравнивающий состав. В его качестве не используется декоративный состав, так как это непрактично и лишено смысла. Рельефная штукатурка наносится исключительно на финишном этапе облицовки стен.

Для первого слоя используют обычные выравнивающие составы с различными связующими веществами. Не рекомендую использовать смеси на основе гипса и глины, они не переносят влагу и являются довольно хрупкими. Идеальным вариантом для первого слоя будет штукатурка на основе цемента.


Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Ее нужно замешать и нанести на стену, попутно выравнивая ее. Желательно, чтобы использовались уже готовые смеси, купленные в строительном магазине, так как если вы не имеете опыта в строительстве, создать хорошо сбалансированный состав не удастся, что непременно отразиться на качестве облицовки.

Если обрабатываемая поверхность сильно неровная, то первый слой должен быть достаточно толстым, от двух до шести сантиметров. В этом случае наносить его нужно в два захода, ориентируясь по маякам для создания ровной плоскости. В случае, если ровность поверхности удовлетворительна, то толщина первого слоя будет значительно меньше и наносить его можно с помощью длинного инструмента, называемого, правилом.

Делаем рельеф

Как только первый слой подсох, можно приступать к нанесению завершающего декоративного шара облицовки и формированию его рельефа. Состав наносится таким же образом, как и выравнивающий слой, с помощью кельмы и терок.

Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Рельеф формировать можно несколькими способами. Как уже упоминалось, фактурная облицовка получает свой рельеф благодаря манипуляциям с ней инструментами, такими, как деревянные и металлические терки, разнообразные щетки и т.д. Создавая рельефную структуру стены, можно работать даже руками, дав волю своей фантазии.


Применяя штукатурки с вкраплением минералов, рельеф создается сам собой, нужно только разгладить поверхность специальным инструментом, вследствие чего образуется уникальный структурный рисунок.

Покраска или полировка

Что выбрать? Покраску, полировку или, быть может, и то и другое. Здесь все зависит от представлений о внешнем виде стен вашего дома. Для окрашивания рельефной штукатурки применяют фасадную краску. С ее помощью можно подчеркнуть перепады высот на рельефной поверхности, окрасив более глубокие места темными оттенка и осветлив возвышенности стене.

Создаем рельефные стены своими руками с помощью штукатурки

Полировку рельефных стен я рекомендую проводить средствами на основе воска. Такая обработка придаст поверхности глянцевый отблеск. Этот эффект особенно хорошо смотрится на фактурной облицовке, а полировка делает барельефы более выраженными.

Видео «Пример создания рельефной стены»

Видеоролик о применении на практике фактурной штукатурки и создания на ее поверхности узоров с использованием инструментов.


Источник: DekorMyHome.ru

Что из себя представляет рельефная штукатурка

Данный вид отделочного материала представляет собой сухую смесь различных смол и полимерных добавок. От вида и количества последних зависят вязкость, структура, стойкость к влаге и температурным перепадам, время высыхания, а также внешний вид после отвердения. Например, в результате обработки можно получить поверхность, имитирующую текстуру дерева, мрамора, гранита, апельсиновую кожуру и многие другие. Все виды рельефных штукатурок отличаются пластичностью и довольно просто наносятся на поверхность. Эта свойство дает пространство для экспериментов с формами и другими особенностями рисунка.

Рельефная штукатурка

Важно! Декоративная штукатурка может использоваться как для внутренних, так и для внешних работ. Перед ее покупкой необходимо проконсультироваться у продавца или другого человека, имеющего представление о данном материале. Помните, что к составам для внешних работ выдвигаются более серьезные требования.

Правила выбора рельефной штукатурки

Правильный выбор декоративного покрытия – это залог долговечности, приятного внешнего вида и качества обрабатываемых стеновых поверхностей. В первую очередь выбор складывается из личных предпочтений владельца помещения, но важно также учитывать советы специалистов в строительно-ремонтной сфере.


Рельефная штукатурка с бабочками

Дизайн

Создание концепции дизайна – это первый пункт в ремонте дома или квартиры. Сюда входит тип оформления стен, потолков, напольных покрытий, стиль мебели, наличие аксессуаров и различной техники. Все вышеперечисленное должно быть объединено одной идеей, цвет и текстура стен – не исключение. Если речь идет о ремонте с нуля, то рельефную штукатурку довольно легко подобрать. Нужно остановиться на 2-3 вариантах оформления, и к каждому их них подобрать подходящий материал. Здесь все зависит от фантазии владельца жилплощади и дизайнера, если таковой имеется.

Рельефная штукатурка стен должна гармонировать со всем интерьером: напольным и потолочным покрытием, мебелью, аксессуарами
Рельефная штукатурка стен должна гармонировать со всем интерьером: напольным и потолочным покрытием, мебелью, аксессуарами

Характер покрытия

Текстура стен способна в корне изменить общее визуальное восприятие комнаты, поэтому к такому вопросу также важно подойти со всей ответственностью. При помощи различных орнаментов и рисунков можно подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки помещения. Например, небольшой рисунок на стене зрительно увеличивает пространство, в то время как крупный – уменьшает. Визуально расширить помещение можно также с помощью вертикальных или горизонтальных полос.


При выборе текстуры нужно следовать некоторым правилам. Для классического интерьера лучше подходит покрытие, имитирующее дерево, кожу (см. фото) или натуральный камень. Для более современных – подойдет штукатурка «под металл». Для детских комнат отличным решением станет поверхность, повторяющая текстуру кожуры различных фруктов с соответствующими изображениями.

Декоративная штукатурка, имитирующая кожу змеи
Декоративная штукатурка, имитирующая кожу змеи – идеальна для классических интерьеров

Цвет

Этот пункт считается одним из наиболее важных. Большинство людей предпочитают довериться своему вкусу в подборе цветовой гаммы штукатурки, но есть некоторые общие правила, которые помогут не прогадать с выбором. Первое, что нужно учесть – темные тона сужают пространство, а светлые расширяют.


Большинство дизайнеров говорит о том, что лучше все четыре стены делать в одном цвете, но можно немного поэкспериментировать, например, две стены сделать бежевым, а две глубоким красным. Спокойные, не агрессивные тона подойдут для спальни, в детской комнате уместным будет пестрый рисунок, гостиную или кабинет лучше всего выполнить в классическом варианте «под натуральное дерево».

Рельефная карта будет полезным и оригинальным декором комнаты подростка
Рельефная карта будет полезным и оригинальным декором комнаты подростка

Следует также упомянуть о стоимости и производителях. К сожалению, на данный момент декоративные штукатурки российского производства не показывают себя на высоком уровне. Сейчас больше всех остальных ценятся европейские, особенно итальянские бренды.

На заметку! Во время покупки не рекомендуется гнаться за дешевизной. Причина проста – состав, который изготовили за границей, а затем доставляли сюда, физически не может стоить меньше «местных аналогов».

Инструменты для нанесения

Объемная штукатурка на стене требует наличия следующих инструментов:

  • строительный уровень;
  • строительный отвес;
  • ковшик для нанесения штукатурки;
  • шпатели большой и маленький;
  • мастерок;
  • молоток;
  • правило для штукатурки;
  • шпатель для нанесения декоративной штукатурки (его лучше покупать вместе с материалом, поскольку для каждого вида он отдельный);
  • инструмент для нанесения узоров.

После покупки и подготовки всех необходимых инструментов и расходных материалов можно приступать к нанесению объемной штукатурки своими руками.

Пошаговая инструкция

Оштукатуривание поверхностей данным материалом состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе необходимо тщательно очистить обрабатываемую поверхность посредством наждачной бумаги или шлифовальной машинки от старой краски и обойного клея. После этого нужно проверить прочно ли держится старая штукатурка. Если она трескается и отделяется небольшими фрагментами – следует удалить и ее. После этого нужно простукать молотком всю рабочую поверхность, чтобы проверить наличие дефектов. Все образовавшиеся вмятины следует заделать шпатлевкой и дождаться, пока она высохнет.

    Подготовка стен к нанесению штукатурки
    Подготовка стен к нанесению штукатурки
  2. Нанесение грунтовки. Некоторые люди пропускают этот этап, в результате чего штукатурка начинает сыпаться уже через 3-4 года после ремонта. Поэтому просто необходимо нанести данный состав, чтобы повысить адгезию, что в свою очередь приведет к более плотному контакту штукатурки и поверхности стены. Для бетонных стен лучше подойдет минеральная грунтовка, для кирпича – акриловая. Перед покупкой нужно проконсультироваться у продавца, а во время работ следовать инструкции производителя, которая указывается на упаковке. Наносить грунтовку нужно тонким слоем при помощи валика. После чего дать стене просохнуть.

    Грунтовка поверхности
    Грунтовка поверхности
  3. Первый слой штукатурки. Сначала нужно будет нанести слой стартового раствора. Он необходим для выравнивания рабочей поверхности. Для этого готовят раствор в пропорциях, которые указываются производителем. После чего небольшое количество смеси набирают на широкий шпатель и наносят на стену. Рекомендуется регулярно сверяться со строительным уровнем для получения идеально ровной поверхности. Для обработки стыков стены с потолком и напольным покрытием используют маленькие шпатели. После завершения работ нужно дать штукатурке подсохнуть. Для этого достаточно 12-24 часов.

    Выравнивание стен стартовой штукатуркой
    Выравнивание стен стартовой штукатуркой
  4. Нанесение декоративной штукатурки. Проще всего купить смесь, которая после высыхания сама примет определенную текстуру. Такой материал достаточно нанести ровным слоем и дождаться его высыхания, после чего приступить к покраске.

    Создание рельефной поверхности
    Создание рельефной поверхности
  5. Завершение работ. Спустя сутки после нанесения слоя, когда текстура уже прорисовалась, нужно покрасить стену. Краску наносят специальным валиком, при этом технология не отличается от покраски обычной поверхности. После высыхания краски (см. рекомендации производителя), необходимо обработать поверхность воском или лаком, чтобы она стала глянцевой. Если такой эффект не нужен – можно просто остановиться на покраске.

    Покраска рельефной отделки
    Покраска рельефной отделки

Как сделать текстурную поверхность

Если вы решили самостоятельно сделать рисунок, то нужно знать некоторые правила. Если поверхность будет пестрой, то каждый отдельный красящий состав нужно готовить непосредственно перед его применением, а не заранее. Слои укладываются поочередно после высыхания предыдущего.

После высыхания краска теряет свой тон и становится светлее, это нужно учитывать при выборе цвета.

Способы создания рельефного рисунка на стене
Способы создания рельефного рисунка на стене

Для формирования рисунка можно пройтись по еще сырой штукатурке фигурным валиком или простой губкой. Кроме того, в строительных магазинах можно купить специальные шпатели с желобками и прочими рельефными рисунками.

Следует знать! Перед использованием инструмент необходимо тщательно очищать, чтобы не допустить появления неровностей.

Подведя итоги, можно сказать, что рельефная штукатурка своими руками – не такая уж сложная задача. Важно только правильно приготовить раствор и делать все точно в соответствии с вышеприведенной инструкцией.

Источник: OtdelkaGid.ru

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  •  «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся  материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.
  • Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
  • Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
  • Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
  • Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.
  • Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
  • Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее. При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями.  Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Источник: stroychik.ru

Виды барельефов

Виды барельефов
Барельеф должен выступать над поверхностью не больше, чем на половину объема. Такой вид панно называется низким барельефом. Если же фигуры выступают больше, чем на половину, то это будет уже горельеф или высокий барельеф. Сделать объемное изображение на стене можно через отлив цельной формы, собрав композицию из отдельных элементов. К другим видам барельефа относятся:

  • Сюжетно-изобразительные – в центре композиции картина.
  • Орнаментальные – изображаются узоры и орнаменты.
  • Сплющенные – между объемными деталями и плоскостью соблюдается минимальное расстояние.
  • Живописные – создаются плоские фигуры с едва заметными элементами природы.
  • Многоплановые – используются различные компоненты, создаются контрасты между ними, применяется эффект теней, в том числе падающих.
  • Облицовочные – применяются во время проведения работ облицовочного характера. Обычно такие изображения создаются, как орнаментальные.

Делятся барельефы на другие виды и по технике исполнения:

  • Простые, которые выполняются в виде багетов для картин.
  • Багетные или окантовочные. Смотрятся на стене роскошно, но при этом не вызывающе. Отлично подходят для оформления однотонных стен, на которых уже висят фото или картины.
  • Настенные панно с цветочным орнаментом или картины с растительным сюжетом. Такой барельеф должен сопровождаться подсветкой, чтобы усилить отдельные элементы композиции.
  • Барельефы, которые содержат изображения гор, озер, деревьев, природы, деревьев.
  • Сюжетные – занимают всю стену или только ее небольшую часть.

Выбор барельефа
Выбирая вид барельефа на стене, который можно сделать своими руками, стоит учитывать особенности помещения, где композиция будет размещена. Для кухни отлично подходят следующие виды объемных изображений:

  • Натюрморты.
  • Картины с домашними животными.
  • Рисунки с кухонной утварью.
  • Композиции с фруктами и овощами.

В детской отлично будут смотреться яркие и легкие панно, на которых лучше изображать волшебных или фантастических животных, замки, бабочек, героев мультиков. В гостиной барельефы будут прекрасно смотреться в сочетании с камнем и кованым железом.

Барельеф из гипса самостоятельно

Барельеф из гипса самостоятельно
Чаще всего для украшения стен объемными изображениями используют именно гипс. Перед тем, как создавать барельеф из гипса, стоит продумать рисунок, сделать его эскиз. Учитывать рекомендуется такие факторы, как:

  • Фон стен.
  • Предметы интерьера.
  • Направление естественного света и системы освещения.
  • Вход в комнату или квартиру.

Гипсовый барельеф используется, чтобы оформить камины, ниши, стены с дополнительной подсветкой. Сюжеты для таких объемных изображений бывают:

  • Темы природы.
  • Античные сюжеты.
  • Темы любви.
  • Сказочные персонажи.
  • Изображения неба и замков.
  • Натюрморты.

Какие нужны инструменты и материалы для гипсовых барельефов

Для изготовления барельефа на стене понадобятся специальные инструменты, которые приобретаются в строительных и художественных торговых точках.
Какие нужны инструменты и материалы для гипсовых барельефов
К основным приспособлениям для работы с барельефом относятся:

  • Губки из абразива.
  • Емкости, в которых будет замешиваться смесь.
  • Кельма.
  • Кисти.
  • Краска.
  • Мастихины – лопатки, которые помогают создавать объемные изображения на стене.
  • Наждачная бумага.
  • Ножи.
  • Пленка из полиэтилена.
  • Простой карандаш, ручка, маркер.
  • Скотч малярный.
  • Скребки.
  • Шпатель.

Дополнительно необходимо приобрести грунтовку, перчатки, трафареты, а также сделать эскизы рисунка.

Барельефы создаются из следующих материалов:

  • Гипса.
  • Алебастра.
  • Шпатлевки.
  • Глины.
  • Гипсовой или декоративной штукатурки.
  • Полиуретана.

Гипс – экологически чистый и простой для работы материал, из которого можно делать как простые, так и сложные изображения. На гипс легко наносятся акриловые краски, помогающие защитить барельефы от повреждения. Усиливают прочность композиции нанесение лака, грунтовки или клея.

Популярностью пользуется и пластик, вспененный по особой технологии, который называется полиуретан. К его достоинствам относятся:

  • Практичность.
  • Устойчивость к изменениям температуры и влаги.
  • Экологически чистый материал.
  • Не выгорает и не выцветает на солнце.
  • Не впитывает запахи.

Из полиуретана делают барельефы для кухни, ванной и бассейнах.

Рельеф на стене

Подготовительные работы

Включают подготовку поверхности стены к созданию барельефа, и проходят в несколько этапов:

  1. Выравнивание поверхности стены.
  2. Грунтовка стены.

Выравнивание предусматривает обработку стены раствором, сделанного из песка и цемента. После этого проводится шпаклевка с помощью алебастра или растворов, которые отлично выравнивают поверхность.

На деревянной стене перед штукатуркой крепится армирующая сетка.

Во время штукатурки используют маяки, чтобы отслеживать ровность поверхности стены.

Когда штукатурка подсохнет, тогда проводится грунтовка. Для этого подойдут составы, сделанные на основе акрила, алебастра или гипса, замешанного на песке. Грунтовка наносится с помощью кисти, которая называется макловица. Она имеет большую ширину, не оставляет во время работы потеков. Если последние образовались, тогда их сразу убирают, не ожидая высыхания.

Подготовка к созданию барельефа: этапы

  • Для начала понадобиться подготовить инструменты и материалы для работы. В частности, под рукой должен находиться гипс, вода, ведро или миска для приготовления раствора, ложка, форма для барельефа.
  • Потом форма для заливки располагается горизонтально.
  • Приготовить гипсовый раствор: в емкость наливают половину стакана воды, высыпать медленно один стакан гипса, постоянно помешивая ложкой. Когда раствор станет напоминать жидкую сметану, раствор готов.
  • Перелить раствор в форму для барельефа.
  • Через час достать отливку из формы, растянув ее края. Это позволит легко достать отливку.
  • На следующий день проводится окрашивание деталей, на которые наносят гуашевые или акриловые краски.
  • Когда краска высохнет, наносится тонким слоем лак, который позволяет сделать деталь барельефа крепким и прочным, а цвета – яркими и насыщенными.

 

Создание рельефа и его крепление к стене: инструкция

Создание барельефа и его крепление к стене

  1. Базовую поверхность стены очистить от местной отделки.
  2. Выровнять, провести грунтовку, покрыть базовым составом. Иногда его заменяют на любой вид декоративной штукатурки.
  3. Создается фоновая фактура, для чего используется валик из поролона или ворсы.
  4. Проводится так называемый процесс «прошлепывания» войлоком или поролоном, после чего осуществляется тонирование основы. Эти этапы пропускаются, если стена обработана декоративной штукатуркой или покрыта ГКЛ.
  5. Идет формирование рельефа, который после высыхания подкрашивается сверху. Для гипса окрашивание делается специальными красками, растушевывая влажной губкой на тонкие полутона. Создать резкие переходы от одного цвета к другому помогут акриловые краски.
  6. Когда краски высохнут, тогда рельеф поддается обработке латексом, сделанным из бутадиен-стирольной смеси. Раствор помогает надолго сохранить яркость красок.
  7. Через одну-две недели рельеф рекомендуется обработать акриловым лаком.

Отдельно к стене крепится барельеф, для которого нужны крепления, обеспечивающие поддержку фигур и других деталей композиции. Монтаж барельефа на стену проводиться пошагово:

  1. Использовать рифленые гвозди, длина которых равна 80-120 мм. Их вбивают в пластиковые дюбеля.
  2. Точки крепления делаются в самых толстых местах, заранее размечаются на равномерно удаленном расстоянии друг от друга.
  3. Гвозди загоняются в стену на 50-60 мм.
  4. Над стеной должны выступать 15020 мм гвоздя, лишнее обкусываются инструментов.
  5. Сверху прикрепить барельеф, который должен выступать над шпенькой на 10-15 мм.

Скульптурные стеки, резаки и петли

Без подобных инструментов не обойтись при создании барельефов. Стеки, резаки и петли предназначены для таких целей, как:

  • Удаление лишнего раствора.
  • Выравнивание элементов барельефов, придание им нужной формы.
  • Создание объемных изображений.
  • Подравнивание углов и краев.

Отлитые формы

Отлитые формы
Если заранее отлить формы для композиции, то это ускоряет и упрощает работу мастера. Отлить можно листья, цветы, стволы и ветки деревьев, кустов. Использование литых форм визуально улучшает эффект от барельефа. Формы различной конструкции и видов продаются в специальных магазинах, или же изготавливаются самостоятельно. Для этого используют алебастр или гипс, внутри формы должны находиться армирующие каркасы. Они предназначены для сохранения целостности формы и отлитых деталей, для которых используется раствор из гипса или другого материала. Смесь должна быть жидкой, чтобы полностью заполнить все пространства формы. Каркас из металла вставляется до или после залива раствора, что обеспечивает прочность получаемой детали.

Проволочный каркас изготавливается из стальной проволоки, которая имеет толщину от 0,7 до 2 мм. Такую заготовку для формы можно использовать не только для отлива форм, но и для изготовления деталей композиции прямо на стене. Прикрепить каркас к поверхности можно с помощью дюбель гвоздей, под которые высверливаются специальные отверстия. На дюбеля наматывается один виток проволоки, после чего гвоздь забивается до самого упора.

Техники изготовления барельефов

  • Гипсование свободных, не закрепленных и не удаляемых моделей на опорной стене. Подходят для тех, кто только учатся создавать барельефы.
  • Обратное литье из гипса по модели, которая удаляется. Форму снимают, как только композиция доведена до совершенства. По форме мастер имеет возможность отлить до 30 одинаковых изделий.
  • Художественная гипсовая лепнина, которая проводится по месту на стене. Требует от мастеров наличия определенных навыков и умений по работе с гипсом, алебастром.

техника свободного гипсования барельефа
Барельефы той или иной техники создаются на столе, на полу или гипсокартонном листе, который потом крепится к стене. Сборные конструкции собираются по частям, и, если одна из них испорчена, то ее удаляют. К минусам таких барельефов относятся тяжелый вес, невозможность прикрепить к перегородкам и слабым стенам, сделанных из гипсокартона.

Тонирование лепнины

На основу, которая используется под рельеф, наносят тонкие слои смеси. Толщина каждого слоя не должна быть больше, чем 1-2 мм. Раствор наносят кистью, а потом размазывают специальным ножом-мастихином. Для каждого слоя замес тонируют пигментом, предназначенного для гипса.

Слои накладывают друг на друга, когда предыдущий слой еще остается влажным. Оттенки создаются кистью, затираются наждачкой (нулевкой) или же грубой металлической щеткой.

Свободное гипсование

Техника подходит для того, чтобы создавать высокие или низкие цветочные барельефы, узорные композиции. Не рекомендуется применять тонирование, что сохраняет материал. Покраске подлежат готовые детали композиции. Свободное гипсование создается их архитектурного гипса и воды. Раствор должен быть жидким и водянистым. Смесь нужна, чтобы в нее окунать все детали объемного изображения. Каждый элемент после обмакивания выкладывают на доску с пластиковой пленкой. Через время процедуру повторяют, чтобы модели загипсовались в слой от 1 до 1,5 мм. Приклеивают детали с помощью клея ПВА, акриловой штукатурки или акрилового клея.

Обратное литье

Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:

  • Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
  • Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
  • Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
  • Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
  • Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
  • Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
  • Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
  • Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
  • Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
  • Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
  • Смазать внутри изложницу ланолином.
  • Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
  • Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
  • Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.

Техника лепки

Художественная гипсовая лепнина
Проводится на месте, т.е. непосредственно на стене. Это позволяет получить высокий художественный эффект. Перед лепкой рекомендуется потренироваться на пластилине. Стоит учитывать, что при работе с гипсом время на исправление ошибок и потеков ограничено. Гипс застывает быстро, поэтому работу с лепкой на одном участке заканчивают до того, как начинают работы на другой части композиции.

Гипсовая лепка бывает низкой плоской, высокой или круглой. Плоская лепка делается из толстой смеси, которая наносится слоями. Каждый слой разглаживают, что позволяет сформировать рельеф и подравнять его контуры. Слои наносят на предыдущие, когда они еще не высохли окончательно. С каждым слоем мастер должен переходить на инструменты более мелкого размера.

Меры безопасности и рекомендации по организации рабочего процесса

Такие материалы, как гипс и алебастр, для человеческой кожи вредны. Они сушат ее, раздражают, поэтому создание барельефов из гипса или алебастра требует от начинающего мастера соблюдения следующих правил по организации работы:

  1. Использовать резиновые перчатки.
  2. Глаза защищать очками, которые не дают пыли и мелким частицам пыли попасть в глаза.
  3. Надевать респиратор при работе с раствором.

Подобные меры безопасности отлично защищают легкие и бронхи от пыли, штукатурки и шпаклевки. Средства защиты должны находиться на человеке в течение всего периода работы. Не рекомендуется их снимать, пока последний штрих на барельефе не будет доделан.

Немаловажно и правильно организовать рабочий процесс, что является гарантией создания красивого объемного изображения на стене. Создать оригинальный барельеф на стене квартиры или дома своими руками позволят следующие рекомендации:

  • Установить рядом со стеной мощный источник света, чтобы обнаружить все недостатки и исправить их до застывания материала.
  • Правильно дозировать компоненты для раствора, чтобы его хватало для создания всего барельефа.
  • Густота раствора должна быть оптимальной. Если смесь получается очень густой, тогда добавляется немного воды.
  • Перед работой со стеной, начинающий мастер должен немного потренироваться с нанесением смеси на деревянную поверхность.
  • Заранее стоит подготовить все инструменты и емкости, чтобы не искать их при замешивании смеси или приготовлении барельефных деталей.

Эскизы и трафареты

Трафареты для барельефов
Создание трафаретного рисунка направлено на то, чтобы учесть все пожелания и требования жильцов квартиры, касающиеся барельефа на стене. Под трафаретным рисунком принято понимать шаблон рисунка, который выполняется на пленке, картоне или очень плотной бумаге. В некоторых случаях используется лист металла. Сначала фрагменты рисунка наносят на материал трафарета, а потом отдельные части вырезают так, чтобы образовались сквозные отверстия. Далее их закрашивают контрастными цветами, а другие части рисунка остаются белыми. К другим особенностям создания трафарета относятся следующие черты:

  • Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.
  • Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.
  • Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.

Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:

  • Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.
  • Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.
  • Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.
  • Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.

Трафарет
Часто изготавливаются эксклюзивные трафареты, которые отражают индивидуальные черты жилья, комнаты взрослого или ребенка, кухни, прихожей или ванной.

Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:

  1. Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.
  2. На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.
  3. На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.
  4. Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.
  5. После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.
  6. Вырезать шаблон по намеченным линиям.
  7. Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.

Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.

Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.

Источник: remboo.ru

Рельеф на стене

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.