Барельеф своими рукамиОбои и краски, если изучить тенденции, связанные с дизайном и ремонтом помещений, с каждым годом используются всё реже с целью декорирования стен в жилых зонах. В этом нет ничего удивительного, так как ни один материал для отделки не способен гарантировать уникального дизайна. Его аналоги встречаются у владельцев других зданий. К тому же, если оформление стен было выполнено своими руками, то воспроизвести его с максимальной точностью не представляется возможным.

Часто услуги специалистов в области декоративного оформления квартир и домов бывают дорогостоящими. В этом случае можно поступить по-другому и самостоятельно провести все необходимые работы. В этом плане хорошо обустраивать барельеф на стене своими руками. Для начинающих есть доступная схема проведения данной манипуляции.


Барельеф: особенности

Материалы используются для такой работы недешёвые. Даже шпаклёвка требуется самого высокого качества, как и обойный клей. Но эти затраты оправдывают себя, потому что удаётся предотвращать потерю результатов выполненного труда.

Часто для украшения стен применяют готовые плиты, сделанные собственноручно или заказанные у художников. Такие готовые плиты можно монтировать сразу. Но иногда барельеф выполняется прямо на стене. В этом случае он представляет собой элемент декоративной штукатурки. Если говорить конкретнее, то он берёт на себя роль монолитной лепнины.

Материалы для барельефаВ отличие от прочих видов оформления, в частности, декоративной росписи, здесь не требуется дополнительного выделения цвета. Объемный рисунок проявляется и без этого благодаря игре света. Но возможно это при правильно обустроенном искусственном освещении. За счёт этого удается создать акцент на декорируемых элементах в определенное время посредством включенного освещения.

Одновременно с декоративными функциями, барельефы способны хорошо справляться с функциональными задачами разного плана. К примеру, они дают возможность маскировать неровности на поверхности и украшать инженерные коммуникации. Также они:

  • формируют плавные переходы между различными зонами в помещении;
  • визуально меняют пространство в соответствии с пожеланиями владельцев.

Если правильно сочетать объемный рельеф и декоративную роспись, удается сформировать действительно оригинальный по внешнему виду эффект. Но несмотря на то, что вышеуказанная техника характеризуется рядом преимуществ, ее нельзя причислить к категории популярных. Это обусловлено высокой стоимостью такой объемной техники.

Часто непрофессионалы ошибаются, обозначая барельеф сборной конструкцией, изготовленной из гипса. Но в реальности этот тип декорирования формируется вручную, поэтому он считается эксклюзивным. Получается, что для формирования красивых изображений на стене требуется приложить немало усилий.

Перечень необходимых материалов

Для выполнения данной работы требуется определенный набор материалов и инструментов:

  • шпатель;
  • шпаклевка;
  • акриловые краски;
  • клей;
  • акриловый контур для витража;
  • рейки;
  • резак.

Подготовительные мероприятия

Инструменты для изготовления барельефаПеред тем, как приступить к самостоятельному созданию барельефа, надо подобрать подходящую стену. Ее надо будет подготовить. Очищают поверхность от старых покрытий, грунтуют и сушат. После этого покрывают поверхность шпаклевкой. Дожидаются высыхания и рисуют на ней изображение. Оно должно выполняться в барельефной технике.


Заранее подбирается изображение, которое надо разместить на стене. Делают набросок посредством карандаша. Не стоит пытаться создавать сложные по сюжету рисунки с первого раза. Лучше постепенно нарабатывать навыки. Хорошим вариантом для новичка будет изображение растительности, птиц и не слишком сложных фигур. Если нет каких-либо художественных способностей, тогда можно применить технику нанесения изображений при помощи клеток. Делят рисунок на квадраты, куда переносят поочередно все линии из рисунка на эскизе. Важно помнить о соблюдении масштабов изображения, перерисовывая детали. Необязательно рисовать всю картину сразу. Можно нанести очертания предметов, изображённых на стене.

Техника работы

Можно выполнять барельеф, используя различные материалы:

  • камень;
  • глину;
  • гипсовую штукатурку;
  • обычный гипс.

Последние два варианта являются наиболее простыми и доступными в работе.

Работа выполняется по следующему алгоритму:


  1. Техника выполнения берельефаСобирается ящик из четырёх фанерных реек. Он по внешнему виду напоминает поднос. Высота и размеры его должны соответствовать плите будущего рельефа.
  2. В форму настилают пленку из полиэтилена. Расправляют её так, чтобы количество складок было минимальным.
  3. Готовят раствор штукатурки, цементно-песчаной смеси и гипса согласно инструкции, после чего заливают в форму. Можно полученный состав перекладывать в картонную коробку, положив заранее туда плёнку. В качестве альтернативы выступит рамка, которую кладут на стекло и приклеивают скотчем.

Если вы намереваетесь обустроить высокий рельеф, то можно поставить арматуру из проволоки. Она в дальнейшем тоже будет располагаться внутри фигур рельефа, связывая их и основы.

После этого необходимо дождаться, пока схватится смесь. Если в составе присутствует цемент, то для затвердевания его требуется от 10 до 12 ч. Иначе бетонный слой не схватится с основой. Используя алебастр, отвердевание наступает после нагревания поверхности. Изделие можно доставать из формы на стадии затвердевания. Со стороны уложенной пленки поверхность получится вощеной. Противоположные части, наоборот, будут шероховатыми.

Следующим этапом является создание изображения посредством лепки, когда наносятся контуры объемного изображения на плиту. Вслед за этим начинается наращивание объема внутри контура. С этой целью применяют заново приготовленную смесь. Делать это надо в несколько приемов, чтобы каждый слой мог незначительно схватиться и затвердеть.


Работать с алебастром удобно и просто, так как любые его излишки удаляются ножом. Делать это надо в такие моменты, когда материал влажный. Корректировать его можно резцами, стамеской, которая предназначена для работы с древесиной. Он выравнивается с легкостью при использовании наждачной бумаги. Как только гипс или алебастр высыхают, их значительно сложнее резать и обрабатывать их поверхность шкуркой.

Если требуется выполнять углубленное изображение, возможны два пути:

  • заглублять рисунок, подбирая то или иное количество материала резцами и стамеской;
  • наращивать вокруг изображения фоновый слой, шлифуя в дальнейшем фон до ровной поверхности.

Создание углубленного барельефаВо время работы можно смачивать плитку. Метод лепки считается более экономичным, по сравнению с резьбой. Другим способом формирования объемного изображения является приклеивание отлитых деталей на плиту-основу. Также можно устанавливать их заранее на стену. При этом швы между ними замазывают гипсом или зачищают наждачкой.

Одним из самых сложных и эффективных в то же время методов считается обратное литье.


гда-то этот способ использовался при изготовлении природных элементов декора. Как только плита застывала, ее доставали из формы. На лицевой стороне формировался отпечаток углубленного изображения, так называемый контррельеф. Он в полной степени отражал декоративные особенности материала. В дальнейшем такую плиту могут использовать как украшение либо форму, отливая при помощи неё новые плитки. Готовые изделия смотрятся как настоящие, и в этом их преимущество.

Как ставится декор

Во многом эта процедура похожа на монтаж обычной керамической плитки. Установка осуществляется на плиточный клей.

Во время работы задействуют еще:

  • зубчатый шпатель;
  • емкость для клея;
  • наждачную бумагу;
  • строительный уровень;
  • отвес.

Могут также понадобиться шуруповерт, дрель и метизы.

Установка осуществляется по следующей схеме:

  1. Способы установки барельефаВыравнивают стены и готовят место для монтажа плиты. С этой целью подойдут рейки и маяки, закрепленные на стене.
  2. Плиты устанавливаются по отвесам на клей. Клеящий компонент наносится как на плиту, так и на стену.

  3. Если материал тяжелый, то снизу под ним желательно обустраивать штифты небольшого размера. Они ставятся в отверстия. Штифты эти не должны выступать над поверхностью плиты более чем на две трети от ее толщины.
  4. Если у плиты толщина больше, то под неё придется подбирать гнездо в стене, которое покрывается штукатуркой. Это необходимо для выравнивания поверхности стены и отделочного материала. После этого на определенной высоте ставится барельеф. Штукатурка закрывается швом между декоративным компонентом и поверхностью.

Если облицовочные плиты массивные, имеют крупный рисунок, приходится наклеивать непосредственно на стену толстые плиты, поступаясь площадью комнаты. Можно рассматривать в таких случаях дополнительные отверстия в плитах для анкеровки. Их закрепляют на стене либо замуровывают в плиту арматурные элементы. Они монтируются в отверстия посредством клея.

Вслед за этим швы между плитами, как и отверстия в них, замазывают затиркой, алебастром или шпаклевкой, зачищают. Как только барельеф будет готов, рисунок корректируют. Можно его покрыть лаком. Вслед за этим поверхность красят, чтобы укрепить и обеспечить ее водоотталкивающие характеристики. Также это позволяет добиться декоративного эффекта.

Барельефы могут быть выполнены под цвет материала, формируя рисунок посредством игры света и тени. Ещё они бывают раскрашенными. Такой рисунок может как закрыть всю стену целиком либо частично, так и взять на себя роль декоративной вставки для картины. Есть отдельная разновидность, которую называют контррельеф. Она наиболее уместна на поверхностях с большой площадью. Такая техника предполагает, что рисунок перемещается на стену, а затем обустраивается резьба различной глубины непосредственно на оштукатуренной стене.


Иногда пятна рисунка и углубления линий осуществляются на доли миллиметра. При стандартном освещении такая стена смотрится как рабочая поверхность. Чтобы четко разглядеть готовое изображение, придется применить подсветку.

Применение шнура

Шнур для барельефаЭтот способ выполнения барельефа стен является одним из довольно простых. Он доступен для самостоятельного проведения. Предполагает использование гипсового раствора и обычной бельевой верёвки. Изображение наносится на фрагмент пенопласта или ДВП. Вслед за этим верёвка укладывается в нанесенные специальным образом линии. Ее предварительно смачивают в гипсовом растворе.

После того, как изделие высохнет, обрабатывают поверхность и выпуклые части раствором гипса, пользуясь кистью. Такого рода декор можно применять для отделки, наклеив его на стену. Можно аналогичным методом декорировать мебель, например, скамейки. Проводить отделку плитками не требуется. Достаточно уложить скамью максимально удобным образом, после чего сделать барельеф с одной стороны. Как только она высохнет, можно переходить на противоположную. Вслед за этим скамейку необходимо окрашивать под металл или камень.


Использование трафарета

Используя трафареты, можно провести декорирование. В этом случае изображение переводится на пенофол, после чего вырезается. Лист гипсоволокна определенного размера покрывают грунтовкой. Сверху кладут вырезанную из пенофола фигуру.

Если барельеф надо сделать непосредственно на стене при помощи трафарета, следуют тому же алгоритму. Но фигура приклеивается непосредственно на стену. Перед этим неровности затираются при помощи шпаклевки. То же самое делается с пустотами. Можно лепить, используя трафареты, более мелкие по размеру элементы. Годится для этого солёное тесто. Оно имеет свойство долго сохнуть и хорошо держать форму. Появляется благодаря этому время на корректировку, если потребуется.

Источник: planken.guru

Барельеф на стене

Стены, оклеенные обоями или просто окрашенные, сегодня смотрятся банально. Популярность набирает новое направление в современном интерьере – это барельеф.

Техника его выполнения позволяет создавать объемные узоры, разграничивать пространство с помощью выпукло-вогнутых форм. Барельеф смотрится престижно, а упоминание о нем ассоциируется с достатком и роскошью, ведь только богатые люди могли позволить себе такую отделку.

Применение декоративного нестандартного оформления стен: барельеф и его актуальность


 барельеф на стенеПрименение в оформлении стен техники выполнения рисунков в виде барельефа делает пространство оригинальным, придает помещению атмосферу изысканности. Барельеф – это лепнина, известная и применявшаяся при отделке домов с древнейших времен. Она имеет и практическое значение: визуально скрывает коммуникации или кабели, деффекты стены. Особенно эффектно смотрится объемная фигура над кроватью.

Сегодня дизайнеры вновь задумываются над совмещением элитного оформления интерьеров с недорогими по цене материалами. Поэтому такой вариант декора стены станет не только интересным, но и довольно экономичным способом ремонта.

Виды барельефа

Лепнина выполняется на исторические, а также портретные или живописные темы, она может быть абстрактной, например, в виде геометрических фигур.

Эксклюзивно смотрятся рисунки на античную тему или зашлифованные под старину. Современные тематики выглядят особенно необычно.

Техники исполнения рисунков гипсом

 барельеф на стенеНиже представлены некоторые стили выполнения барельефа.

стилевое решение описание
ампир придает помещению фундаментальность, статусность благодаря массивным элементам. Особенно актуальные арки, выполненные в этом стиле или колонны. Не редко ампир используют на отдельных участках.
римский отличается повторением подобных элементов, так называемого раппорта. Следует проработать орнамент деталей, так как именно он подчеркнет общий эффект

 

барокко, рококо характеризуется довольно легкими и пышными формами. Барокко символизирует объемность рисунка и ассиметрии. Рококо акцентирует внимание на военных действиях, людях или животных.
арт-деко довольно абстрактное направление, яркое, пестрое и креативное, однако при умелом его применении делает помещение весьма изящным и шикарным. В стиле арт-деко часто используется золочение и шик
классика классические мотивы широко используют при оформлении помещения в сдержанных или светлых тонах, с минимальным набором цветов в интерьере

Из какого материала делают лепнину

Для создания объемных рисунков используются любые поддающиеся резьбе материалы или те, которое могут быть залиты в форму.

Перечень материалов для создания барельефа:

  • пластик;
  • гипсовые смеси;
  • камень;
  • глина, в том числе — декоративная;
  • декоративная штукатурка;
  • древесина, в том числе бамбук;
  • металл.

 барельеф на стенеПластиковые элементы легкие, недорогие, легко монтируются. Каменные или металлические барельефы более дорогие, но они смотрятся невероятно роскошно. Гипс считается экологически чистым материалом, не горючим и не поддерживающим процесс горения.

Эскизы и трафареты для начинающих: фигуры, узоры из гипса

Декорирование стен — весьма трудоемкое занятие. Но даже если нет художественного образования, при наличии времени и терпения каждый может воплотить свои идеи по декорированию квартиры.

Для начинающих скульпторов или людей, которые желают заняться созданием лепнины впервые, подойдут не сложные узоры:

  • стебли дерева;
  • простой цветок;
  • можно попробовать вылепить несложные геометрические фигуры по контуру зеркала.

Лучше вырезать изображение по контуру с обоев либо купить уже готовые эскизы и трафареты в специализированных магазинах. Там же можно подобрать и дополнительные отделочные материалы, дополняющие лепнину.

Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство

 барельеф на стенеПервые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.

Инструменты

Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:

  • картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
  • наждачная бумага для затирки;
  • малярная лента;
  • нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
  • кисточка;
  • пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
  • фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
  • скребок;
  • хозяйственные перчатки.

Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.

Материалы

В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.

 барельеф на стенеСписок материалов для барельефа:

  • гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
  • грунтовка аналогичного веса;
  • акриловая краска;

Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.

Заготовки для будущей лепки из гипса

Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.

Приготовление раствора из гипса или штукатурки

Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.

Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.

Когда необходимо применять проволоку

 барельеф на стенеДля тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.

Как выкладывать рельефный рисунок на стену

Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.

Крепление и высыхание

Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.

Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:

  • трафарет нужно аккуратно удалить;
  • штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
  • сбрызнуть элементы водой;
  • отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;

Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.

Тонирование

 барельеф на стенеПеред тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.

Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.

Примеры лепки из гипса в дизайне квартиры

Наиболее популярными среди барельефов являются фигуры в виде дерева, цветы, особенно розы или птицы.

Дерево из гипса

Дерево олицетворяет собой жизнь. Весна начинается с появления на ветках первых листочков, а также всем известно «дерево жизни» или «дерево желания», «семейное дерево». Дерево смотрится так, будто оно растет из стены, создавая особенный футуристический эффект.

Для формирования ствола штукатурка наносится короткими мазками в шахматном порядке.

Для формирования ветвей и стеблей рекомендуется использовать проволоку для прочности в качестве каркаса.

Рисунки в квартирах

 барельеф на стенеВ квартире уместно выделить тематическим рисунком рабочую зону либо пространство над кроватью. Если квартира небольшая – можно соорудить подставку-холст под рисунок и передвигать его по разным комнатам по мере необходимости.

Розы и другие цветы из гипса

Для создания цветов из гипса лучше смешать его с клеем ПВА в небольшой пропорции. А при создании формы лепестков для их гладкости нужно смачивать водой рабочие инструменты.

Роспись птицы

Птицы в барельефе довольно сложны в обработке. Птица имеет перья, а это значит – потребуется кропотливое вычерчивание каждого пера. Можно создавать только контуры птиц, но эффект именно «райской» птицы достигнут не будет.

Насколько сложно сделать лепнину на стенах новичку

Главная проблема при нанесении материалов на стену – это неровные контуры и неправильные пропорции для приготовления рабочей смеси.

Так, при недостаточной густоте раствор будет растекаться, не позволяя получить нужную глубину вогнутости, а при излишнем содержании в составе гипса – он будет быстро высыхать.

Советы для начинающих, как делать правильно

 барельеф на стенеИмея мало опыта в дизайне интерьеров, легко допустить и ошибки.

Типичные ошибки при создании барельефа:

  • не рекомендуется использовать лепнину в качестве отделки в маленьких помещениях и при высоте потолков менее 3 метров. Объемные фигуры смотрятся массивно и пространство будет казаться еще меньше, а чтобы рассмотреть узор на потоке – придется задирать голову;
  • оформляя объемными фигурами кухню, нужно рассчитывать их размеры так, чтобы они не перекрывали вытяжку или вентиляцию;
  • все элементы в комнате должны иметь единый стиль, фактуру или гамму.

В узкой прихожей также неуместно оформлять интерьер объемным рисунком, но можно декоративно оформить молдингами дверной проем и потолок.

Реставрация и уход

 барельеф на стенеИногда случаются неприятности в виде ломающихся частей барельефа или со временем он начинает терять изначальный вид, например, образуя зазоры в местах крепления со стеной.

Ломающиеся части восстанавливаются аналогичным составом раствора в точной его консистенции, а зазоры достаточно просто замазать.

Рисунки гипсом или другими материалами позволяют выделить часть стены или стать центральным элементом всего остального пространства, вызывают удивление и восхищение друзей, родственников или гостей, а помещение делают по-настоящему роскошным.

Источник: otdelkasten.com

Барельеф своими руками мастер класс для начинающих

Люди, далекие от ремонта, нередко ошибочно думают о том, что такой художественный декор представляет собой сборную конструкцию, элементы которой отливаются из гипса. На самом деле он производится вручную, и по сути своей является действительно оригинальным и неповторимым произведением искусства. Каждый барельеф сам по себе уникален, даже если для создания используется одинаковый эскиз. В принципе, создание объемного рисунка на стене требует определенных умений и навыков, а также тщательного соблюдения технологии, тем не менее, справится с задачей по силам даже начинающим.

Отделка стен барельеф

Барельефы картины на стенах дизайн фото

Для начала следует определиться с материалом для создания декора. В данном процессе можно использовать различные варианты, допустим, штукатурку, гипс, алебастр и даже глину. Тем не менее, если вы являетесь новичком в данной деятельности, лучше начинать работу пока исключительно гипсом. В крайнем случае – штукатуркой на гипсовой основе.

После выбора материала следует приступить к созданию так называемой основы, в которой и будет создаваться декоративный барельеф на стене. Для этого необходимо собрать деревянный ящик с низкими бортами, для чего потребуется несколько реек и фанера в качестве дна. Габариты полученного ящика будут совпадать с габаритами будущего декора, это следует учесть при его сборке. Заменить ящик сможет любая коробка, которая будет иметь жесткие стенки и основание.

Основание ящика следует застелить пленкой, при этом необходимо, чтобы на ней полностью отсутствовали складки либо вы должны постараться сделать их количество минимальным. Затем необходимо заняться приготовлением раствора, что должно осуществляться исключительно по инструкции производителя. Раствор в готовом виде заливается в форму. Для высоких рисунков потребуется проволока для армирования. Залив смесь в коробку, оставьте ее в покое для первичного засыхания, длительность этого периода целиком зависит от рекомендаций производителя.

Отделка стен барельеф

Барельеф в интерьере фото в квартире

Теперь можно приступать непосредственно к изготовлению барельефа своими руками. Главное условие тут – создание контура будущего орнамента, который затем необходимо заполнять посредством смеси, которая в свою очередь будет приготовлена заново. Объем будущего декора следует наращивать этап за этапом, давая при этом каждому предыдущему слою как следует высохнуть. Прорисовывать контуры на поверхности можно при помощи пленки, накрыв ей поверхность, после чего пленка убирается.

Очень удачным материалом будет штукатурка, поскольку работать с ней очень удобно пока она находится во влажном состоянии. Благодаря податливости материала, вполне возможным будет убрать излишки штукатурки, а также скорректировать форму будущего рисунка. Также штукатурка, которая недостаточно высохла, легко подвергается ошкуриванию. Не стоит пытаться сразу же выполнить несколько слоев, поскольку затвердевание каждого сегмента является обязательным условием.

Кроме того, руководство «по созданию художественного барельефа на стене для начинающих» включает в себя возможность создания углублений в будущем настенном панно. Углубление создается двумя доступными способами:

  • Прорезывание материала и устранение некоторой его части с готового макета при помощи стамески.
  • Наращивание фона вокруг определенной точки, которая в результате оказывается ниже.

Чаще всего за основу изображения на барельефе выбирают цветок, обычно лилию или тюльпан. Создание лилии своими руками первоначально может показаться слишком трудной задачей, на самом же деле, этот процесс под силу даже начинающему. Тут важно соблюдать каждый шаг процесса, что гарантирует создание успешного рельефа.

Отделка стен барельеф

Барельефы картины на стенах дизайн фото

Нередко лилии наносят непосредственно на стену, без создания основания в виде ящика. В этом случае обязательным моментом является полное закрытие остальных элементов интерьера при помощи малярной ленты, чтобы избежать повреждений. Далее будущее основание рисунка необходимо покрыть шпаклевкой, а затем, дождавшись ее высыхания, нанести грунтовку. Желательно в качестве грунтовки использовать так называемую краску-грунт, ведь она благодаря своим свойствам позволяет получить максимальную сцепку с элементами декоративного барельефа в дальнейшем. Высыхает такой состав около трех часов.

Кельмой наносится марсельский воск, представляющий собой быстро застывающий материал, подходящий для стартового шага. При помощи пленки, закрепленной по всей поверхности будущего барельефа, следует прорисовать детали. Закрепляя пленку, не стоит забывать о том, чтобы иметь возможность ее свободно отгибать, для этого один край следует оставить свободным.

Отделка стен барельеф

Барельеф на стене в интерьере фото в квартире

Первоначально наметить на пленке очертания будущего рисунка можно при помощи маркера. После чего, отогнув пленку, следует по полученным следам вырисовывать будущую лилию при помощи всего того же марсельского воска, который будет наиболее удачным материалом, если роспись идет непосредственно по стене, без использования подложки.

Обычно воск, используемый в работе, отличается белым цветом. Чтобы разнообразить барельеф, можно в дальнейшем покрыть застывший цветок определенным составом. Тем не менее, главная задача мастера – придать барельефу максимальную реалистичность. В качестве конечного слоя декоративной отделки лилии можно использовать акриловые краски. Нельзя забывать и про финишный слой, которым необходимо прорисовать каждый элемент композиции.

Как видно из руководства выше, барельеф на стене – процесс интересный, но трудоемкий, для создания его своими руками. Начинающим мастерам потребуется немного усидчивости и внимания, а также точного следования технологии. Здесь важно – запастись вниманием и необходимыми инструментами.

Источник: masterok-remonta.ru

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  •  «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся  материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.
  • Шпатель. Это технический инструмент. Им накладывают на кельму раствор, подбирают излишки, очищают. Также с его помощью наносится раствор на стены, создавая базовый слой, добавляя затем в нужных местах для глубины.
  • Мастихины. Небольшие по размерам лопаточки разной формы. Ими можно наносить состав, убирать его, формируя нужный рельеф.
  • Скульптурные стеки. Двусторонний профессиональный инструмент скульпторов с разного вида и размера небольшими лопаточками и лезвиями. Используется для формирования мелкого рельефа, детализации и точной прорисовки. Этот инструмент стоит приобретать, если вы решили сделать не один барельеф на стене или потолке, а превратить это занятие в основное.
  • Медицинский скальпель. Без него можно обойтись, но он делает очень точные срезы. Профессионалы имеют несколько скальпелей разного размера и формы.
  • Стамески для резьбы по дереву. Свежий гипс они режут не хуже древесины. Стамески есть самые разные, с разными формами и размерами режущей части. Подбираются в зависимости от формы, которую надо вырезать.
  • Кондитерский шприц. Специальных инструментов такого плана нет, так что приходится пользоваться таким. Им удобно добавлять небольшие порции материала. Такая необходимость возникает, когда срезали лишнее. При выборе обратите внимание на то, чтобы поршень плотно прилегал к стенкам тубы, иначе раствор будет вылезать. На одну работу приходится покупать несколько штук — шприцы быстро ломаются.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями.  Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Источник: stroychik.ru

Барельеф на стене – что это такое?

Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.

Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.

Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.

Предназначение матрицы, в общих чертах, состоит в нанесении на подготовленную поверхность стен выступающих узоров в виде дополнительного штукатурного слоя.

Внимание! Когда фигурный элемент выступает над общей поверхностью более 1/2 своего объёма, то это горельеф (рельеф высокий), а если меньше – барельеф!

Декоративный барельеф

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

— канцелярский скотч;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Декоративный барельеф
Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Как сделать барельеф на стене своими руками с использованием трафарета

Чтобы выполнять качественное изготовление барельефов посредством матрицы без наличия базовых навыков в аналогичных работах, нужно предельно чётко усвоить основные нюансы и технологические особенности этого процесса.

Напутствие! Чтобы качественно начать работу, желательно потренироваться на куске доски или фанеры. Как только элементы будут получаться без дефектов, можно смело приступать к чистовой отделке стеновых поверхностей!

Посмотрите видео с подборкой фото барельефов в интерьере

Создание барельефа

1. Подготовка

На стене расчерчивается ориентационная разметка, необходимая для симметричного и ровного нанесения декоративных деталей.

Разметку целесообразно делать по существующим ориентирам (углы, стыки, края проёмов и т. п.), поскольку они очень часто не идеально ровные. Если разместить барельефы по меткам, сделанным с помощью монтажного уровня, они будут идеально ровно «лежать» на стенах, а это визуально проявит «кривизну» стен, проёмов или углов комнаты.

2. Фиксация трафарета

Чтобы барельеф получился качественным, необходимо ровно разместить на стене каждый шаблон. Можно применять для этого несколько вариантных способов:

— использовать клеевые составы, однако, они часто оставляют впитавшиеся пятна и поверхностные неровности, которые потом дополнительно нужно удалять;

— применить двусторонний скотч или малярную сетку – они удобны в применении и легко удаляются со штукатурки.

В итоге фиксатор наносится на трафарет не ближе 4,0 мм к краю вырезанного орнамента. Аккуратно, без смещений, матрицу следует прикрепить к стене.

Декоративный барельеф

3. Грунтование стены

Этот этап не является обязательным, однако, он только улучшит прочность прилипания барельефов к декорируемой поверхности. Технология покрытия грунтовочным раствором участка стены под украшение не отличается от аналогичной подготовки стен перед покраской или поклейкой обоев.

Рекомендация! Удобно наносить пропитку губкой, посредством которой нужное количество грунтовочного состава, без подтёков, равномерно распределяется по нужной рабочей площади!

После каждого грунтования (оптимально 2 слоя) должна следовать достаточная по времени просушка.

4. Нанесение барельефа

Эффектные, объёмные рисунки будут получаться только из мелкозернистой шпаклёвочной смеси. В готовом к применению виде она представляет собой однородную, вязкую, пастообразную массу.

Шпаклёвочный материал можно приобрести в готовом состоянии или как сухую смесь для самостоятельного разведения (инструкция с рецептом обычно прилагается).

В несколько слоёв шпаклёвка наносится на трафарет (вырезанную область), равномерно покрывая его, причём каждый новый слой нужно добротно уплотнять.

5. Снятие шаблонной плёнки

Приступать к удалению матрицы можно только после полноценной просушки и затвердевания штукатурного состава. Никаких сложностей при снятии не должно возникать – крепко захватив край трафарета, плавным отклеивающим движением лист без спешки отделяется от стены.

Не нужно расстраиваться если края узора получились небезупречно ровными. Всё равно барельеф будет подвергаться чистовой обработке, после чего, дефекты сгладятся наждачкой.

Рекомендуем видео мастер-класс по изготовлению барельефа своими руками

6. Декорирование барельефов

Барельефную отделку можно считать практически завершённой после снятия трафаретной плёнки. Здесь можно пойти двумя путями:

— подкорректировать созданные элементы мелкоабразивной шкуркой и оставить до итоговой покраски стен. После её осуществления декор стен будет сплошным;

— декорировать барельефы по отдельно задуманному плану.

Первый вариант более простой и низкозатратный, а потому является часто используемым. Когда создаётся уникальный, дорогой, креативный интерьер ремонт продолжается по второму, длительному сценарию. Для этого нужно сохранить трафареты (можно только 3-4 листа) и очистить их от штукатурных загрязнений. После общей покраски стен и их полной просушки берётся чистый трафарет и накладывается на барельеф одной рукой, а второй, декоративный элемент раскрашивается подготовленными и разведёнными красками.

Таким образом, каждая деталь раскрашивается индивидуально. Трафарет при этом нужен для профилактики попадания красителей на отделанную стеновую поверхность.

Важно! Используя разные краски и комбинации оттенков можно получить удивительные, эффектные результаты, например, оформить края барельефов золотой или перламутровой краской!

Источник: nastroike.com

Отделка стен барельеф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector